Во Флоренции эпоха Возрождения является во всём своём блистательном архитектурном великолепии. Книжные впечатления воплощаются в жизнь.
Перед собором, в котором похоронен Микеланджело площадь, на которой сожгли Савонаролу. Неподалеку колокольня Джотто, Палаццо Веккио, километровая очередь в Уфицци. Наши попытки влезть без очереди были тщетны, охранник запоминает стоящих и со стороны никого не пускает.
Недалеко течет река Арно с «золотым мостом», застроенными домиками с ювелирными лавками. Богатые туристы стекаются на мост, чтобы потратить запасы наличности, но многие не успевают грабят. Кстати, на набережной есть перила со своеобразными «замками любви». Молодожены пишут имена на замках, закрепляют их на перилах, а ключи выкидывают в Арно. Интересно, помогает?
Если отвлечься от туристических маршрутов и завернуть во Флорентийский университет, на входе вас встретит шквал анархических граффити, вроде «Сталин merda». А, переходя Арно по мосту, пройдя несколько метров и свернув налево, вы попадаете в Сады Боболли великолепный образец садово-паркового искусства эпохи Возрождения. Не помпезные, но с каскадом фонтанов, дворцом, фигурно подстриженными кустами, прудиком с рыбками и беседками. Скромно и изысканно.
На местном рынке у бабушки я купила флорентийского меда с орешками, и ела потом его долго, в гомеопатических дозах, растягивая удовольствие. Главной целью всех последующих посещений итальянских рынков было отыскать бабушек с божественным продуктом.
Разделавшись с культурной программой, мы с чистым сердцем отправиться гулять по переулкам города, в котором огромное множество галерей и прочих милых заведений вроде итальянского бистро или магазина подержанных книг на английском. В местном ресторане нас встретил как две капли воды похожий на Никиту Михалкова и неплохо владеющий русским метрдотель. Вообще, изучая восемнадцатую за день расписную капеллу, начинаешь постепенно склоняться к мысли, что главное тут не в изобразительном искусстве, а в кулинарном. Особо утонченных шедевров от тосканской кухни, правда, ждать не стоит: ее главный смысл не в сложносочиненных рецептах, а в сочных, свежих ингредиентах. Оливковое масло, сыр, помидоры, фасоль, куриная печень, белые грибы; из деликатесов зайчатина, кабанина, дичь и трюфеля. И, натуральное вино. На нас обратили внимание двое уже немолодых итальянцев. Один из них, с внешностью Армани и повадками опытного ловеласа подсел к нашему столику и сделал попытку показать провинции на своем авто, но, получив вежливый, но твердый отказ удалился, глаза его были грустны и томны На прощание ставший уже другом дорогим метрдотель принес нам выпить за дружбу народов вкуснейшего кьянти, аромат которого держался во рту до самого дома.
Подкрепившись, мы поехали на юг Флоренции, в виноградную долину Кьянти и сразу поняли, что наш выбор правильный сельская глухомань располагает к грамотным решениям. Достопримечательности нас уже не волновали, хотелось только хлеба, вина, моццареллы и мяса. В Тоскане народ хозяйственен и малоподвижен, он не любит суеты, он любит стены своего дома. А как их не любить, когда кругом цветет миндаль, растут кипарисы, поют птицы и стрекочет трактор.
Первая банальная мысль жить здесь, дышать этим воздухом, любоваться великолепием! Жить? Но как? Слово «жить» неизменно сопровождается сереньким, обутым в домашние тапочки «повседневность», а за его спиной маячит ссутулившаяся фигура обыденности. А обыденность никак нельзя допустить в эту искрящуюся мечту, чтобы не наследила там мокрыми следами будней. Жить нельзя, нужно вечно оставаться с этим ощущением недосказанности, в городах особенно любимых надо всегда оставлять что-то «на потом» чтобы вернуться.