ЭТО И ЕСТЬ ТРАГИЧЕСКИЙ БАЛАГАН.
Чёрно-белый спектакль под лампочно-звёздным небом, пронизанный трагическими отношениями внутри большой обычной семьи. И, наверное, самая большая трагедия в том, что ОБЫЧНОЙ. Это спектакль Максима Горького «Последние», поставленный Нижегородским театром юного зрителя. Но такую семью мы видим не в первый и не в последний раз. Это одна из вечных тем — СЕМЬЯ.
10 июля в 18.00 фойе ТЮЗа наполнилось дамами в красных платьях, их внимательными кавалерами, критиками, журналистами, зрителями, приехавшими издалека, которых выдавали совсем не вологодские акценты. Стоит посмотреть, ведь эта пьеса Горького встречается в репертуаре нечасто. Тем более, эксперты фестиваля считают, что она очень соответствует тематике «Голосов истории». Отправимся же в зал.
Минимализм в декорациях: чёрный задник, большой стол, 12 стульев и +лампочки, свисавшие на ниточках как маленькие звёздочки, придающие особое мерцание каждому слову, произнесённому в этот вечер со сцены.
О чём спектакль? Об отношениях людей, живущих под одной крышей. О людях, в жилах которых течёт одинаковая кровь. О роли родителей в судьбах детей. И о долге детей перед родителями. И, наверно, о спасении. О том, что помогает жить дальше, даже если кажется, что впереди — безнадёжность.
Два брата : Иван и Яков. Один из них — Яков — одинок и всегда любил жену второго: «Любить всю жизнь одну женщину, что писать одну книгу. Прикрывать своё ничтожество ничтожным занятием. Любовь — это хрупкий цветок, который растёт только один раз в жизни». Поэтому он содержит всех в своём доме, который они готовы поделить, продать или заложить на худой конец. У второго семья. Пятеро детей, судебное дело, лжесвидетельство против невиновного мальчугана, грядущая должность исправника и постоянная нужда в деньгах. И ему всё чаще приходит в голову мысль «бежать на край света». «Как жить? Как вы все живёте, ничего не делая?!!!!!» — постоянно задаётся он этим вопросом. Жена говорит детям, что «отец больной, несчастный человек, который всю жизнь командовал людьми». Но у него на этот счёт своё мнение. «Я — отец. Это святая роль. Это начало жизни. Он всю жизнь жертвует для детей всем: самолюбием и т.д. Ты никогда не поймёшь душу отца» — говорит он своему брату, когда тот отказывается в очередной раз дать ему денег.
Жена, с хорошо знакомым нам по Достоевскому именем Соня, теперь понимает, что «без взяток не работает машина нашей жизни, а без денег невозможна личная независимость» и «очень трудно остаться честным, имея пятерых детей». Она часто говорит мужу: «Мы виноваты в том, что наши дети несчастны, ведь на детей ложатся ошибки родителей». И, кажется, только теперь, в сорок лет, поговорив с матерью осуждённого из-за мужа мальчугана, она поняла, что никогда не была близка детям духовно+ В конце спектакля она на коленях просит прощения у детей за то что+РОДИЛА ИХ.
Дети? Кто они? Старший — Саша — анархист, ведущий разгульный образ жизни, который постоянно курит.
Младший — Петя — гимназист с добрыми глазами, которого съедает тоска, и он не может больше учиться, и не может поговорить с отцом, хотя задаёт матери тот самый отцовский вопрос: «КАК ЖИТЬ, МАМА?». И не получает ответа.