Сквозь голоса истории.
Закончились «Голоса истории». И, слава богу, надо сказать. Нет, разумеется, никаких претензий к качеству постановок нет и быть не может (впрочем, для нашей культурно-голодной публики любой спектакль это просто произведение небесного искусства), но вопросы, тем не менее, остались.
Вопрос первый и, собственно, самый главный для чего это всё делается? Или для кого? Следуя своей абсурдистской логике, которая развивается из года в год, осмелюсь предположить, что всё-таки такой фестиваль как «Голоса истории» должен внушать прекрасное, прежде всего, юным отрокам и девам, а не пресыщенным матронам и пиджачным господам, которые из года в год просиживают свои пластмассовые места и одаряют гостей фестиваля жидкими хлопками.
А те, кто хочет попасть хоть на один спектакль, вынуждены сидеть и слезливо смотреть на афишу фестиваля, потому что нет у них средств на культуру. И что же? Вы, вероятно, решили, что сейчас я заведу здесь извечную песню нищей интеллигенции? Нет. Это просто риторические вопросы, отвечать на которые совершенно не имеет смысла.
Помнится мне, организаторы фестиваля утверждали, что стоимость билетов далеко не максимальная, и они всё равно не покроют все расходы. Что ж, почему бы показать всю широту своей души и не сделать сколько-нибудь бесплатных мест или хоть что-то, дающее возможность посмотреть спектакли людям, которые действительно смогли бы их оценить, а не сидели бы там ради того, чтобы похвастаться своим достопочтенным друзьям, что они «были на Голосах истории».
Вопрос второй всё ли столь оптимистично? Улыбки не сходили с лиц наших героев, ленточки, шарики, торжественные выступления и прочее. А на самом деле люди презрительно фыркали, когда их пытались сфотографировать в неустановленное для этого время. Ну что же вы, где вы раньше были? Похоже, что даже фестиваль искусств настроен на стандартизацию. Стандартизацию ракурсов, положений и даже реплик. И купола на фоне белых букв это так, чтобы ещё раз напомнить, что нужно обязательно следовать традициям, формулировку которых все уже давно забыли.
Вопрос третий где альтернатива? Как долго наш город будет восхищать и восхищаться закрытым элитарным фестивалем для людей среднего возраста и высоких, как им кажется, моральных показателей? Говорить так про всех, разумеется, в корни неверно. Но более 50% именно такие. Собственно, почему меня это так злит? Наш город ежедневно поражает меня однообразием и скукой. Особенно летом. «Лето считается, что все счастливы и у всех загорелые ноги». И отпуск.
Летом в нашем городе не остаётся ничего, кроме ходящего по городу пива, алчущих глазами одиноких женщин и толп беременных и родивших куриц. Есть ещё два доблестных кинотеатра, которые уже настолько привыкли дублировать друг у друга все самые бездарные фильмы этого года, что волей-неволей зауважаешь продукцию российских пиратов.
Впрочем, это не мешает им активно развиваться, строить новый зал, который, как мне стало понятно, тоже будет рассчитан далеко не на молодёжную аудиторию, снимать прекрасные серьёзные передачи, столь ярко раскрывающие все грани такого великого искусства, как кино.
Мы оторвались от темы? Речь ведь шла о «Голосах истории», которые делаются, вероятно, именно для истории, ради очередной показухи, престижности области, которая погрязла в пивных бутылках и наскоро залатанных брусчаткой дорожных ямах. И ни один фестиваль не сможет прикрыть столь явные дыры обычной, лишённой фантазии и искусства жизни.
«Голоса истории», несомненно, событие важное. Только это не самое важное. И спасение не в шикарных театральных постановках, не в высокопарных фразах о значимости искусства для каждого из нас, не в приукрашивании жизни, которая уже вся итак измалёвана дешёвыми красками. Спасение не в этом.
А в чём же?
Колумнистъ