«И в окнах его огни, с каналами лентами…»
«Голландия имеет больше домов на воде, чем на суше» – сказал один француз, живший в Голландии в XVI веке. Дома на воде - это корабли, ни у какой другой страны во времена наблюдательного француза не было столько кораблей, сколько у Голландии.
Все дома в классическом понимании француз приписал к суше – и тут мы, жители бескрайних российских просторов, могли бы с ним поспорить. Ибо что есть суша и что есть вода в Нидерландах, само название которых переводится как "низменная земля"? Можно ли, не кривя душой, считать сушей половину территории государства, которая низменна настолько, что лежит ниже уровня моря? Голландцы считают, что да – и многие столетия день за днем, не покладая рук, не дают этой суше уйти под воду. Впрочем, есть дома, стоящие в прямом смысле слова на воде, вернее, на ней плавающие – но об этом ниже.
Изгнание воды и борьба за сушу, пригодную для жизни и земледелия – повседневная голландская реальность, отраженная при этом в геральдике. Девиз на гербе Нидерландов гласит "Борюсь и Выплываю!" Герб Амстердама включает белый крест, оберегающий город от наводнения.
Ветряные мельницы
У большинства россиян мельница ассоциируется с чем-то сугубо патриархальным – деревенской утро, запах свежего хлеба, пасущиеся у речки гуси... Едва ли при упоминании мельниц у кого-то в голове возникнут эпитеты типа "индустриальный прорыв" или "триумф инженерной мысли" - а зря, поскольку именно так нужно бы охарактеризовать значение мельниц для Голландии.
Научившись в незапамятные времена использовать силу ветра, человек в корне изменил свои отношения с миром. С появлением паруса мир стал маленьким. С появлением ветряного двигателя - мельницы - он стал более изменяемым. Раньше человеку было не под силу распиливать огромные бревна, растирать в порошок твердую минеральную породу для изготовления красок, да просто намолоть достаточно муки и надавить масла было нелегко.
В далеком XIII веке голландцы вывели на новый уровень строительство домов и кораблей, текстильное производство, производство продуктов. |
Жители Нидерландов никогда не ждали милостей от природы. Научившись использовать силу ветра, они столкнулись с проблемой – выполнять работу нужно было изо дня в день, а переменчивый ветер не всегда дул в нужную сторону. Вы думаете, они смирились с таким непостоянством? Как бы не так! Голландские инженеры стали строить мельницы с вращающимися башнями – такие башни можно было поворачивать, выбирая наиболее эффективное по отношению к ветру положение крыльев.
Нидерланды издавна были одной из самых густонаселенных стран Европы – уже в XI столетии им стало не хватать земли, каждый клочок пашни был на счету. Казалось бы, уж с этим-то обстоятельством ничего нельзя поделать, Господь сотворил столько земли, сколько сотворил, и новую землю взять неоткуда. Но нет - в XVI веке голландец Ян Лигвотер нашел способ увеличить площадь суши - снова с помощью ветряного двигателя.
К этому времени голландцы уже умели осушать заболоченные земли с помощью траншей и дамб, но с глубокой водой справиться не удавалось - нужна была система мощных насосов. Лигвотер предложил создать ветряные насосы, соединяя валы мельниц с винтом Архимеда. Однако выяснилось, что одиночные насосы не поднимут воду на нужную высоту, - тогда он разработал систему последовательной перекачки. Лигвотер предложил строить целые системы параллельных каналов. Десятки мельниц должны были перекачивать воду из канала в канал, в конце концов, отводя ее за дамбу, окружавшую осушаемый участок. Так возникала суша, не предусмотренная планом сотворения мира – или, говоря словами Вольтера, "Бог создал землю, а голландцы пристроили к ней Голландию". Масштабы этой пристройки впечатляют даже по современным меркам – за последние шестьсот лет территория Нидерландов увеличилась на 10 процентов.
Мельницы работают в Голландии до сих пор, хотя осталось их всего тысяча. Даже систему Лигвотера из 19 мельниц можно своими глазами увидеть на юге страны, в Киндердайке.
Свобода
Вопреки расхожему мнению, самой свободной страной Европы Голландия стала не в XX веке, легализовав продажу легких наркотиков, проституцию и гомосексуальные браки, а на 400 лет раньше. В 1581 году, освободившись от власти испанского короля, 12 северных провинций Нидерландов образовали Голландскую республику – одно из первых государств, не подчинявшихся монархам и дворянам. Официально республика называлась Генеральные Штаты Соединенных Провинций – ничего не напоминает? А если я еще скажу, что создание республики сопровождалось написанием декларации независимости? Вот именно - по образцу этой самой декларации, 300 лет спустя, свою знаменитую Декларацию Независимости написали другие знаменитые Соединенные Штаты – американские.
За четыре столетия голландцы научились распоряжаться свободой разумно и ответственно, в соответствии с девизом "Живи и дай жить другим". На двери классического амстердамского "кофе-шопа", предлагавшего полный ассортимент продуктов канабиса, мы обнаружили аккуратно приклеенный скотчем листок с вежливой надписью: "Уважаемые клиенты, убедительная просьба не курить косяки на крыльце – это создает неудобства для жильцов дома". И ведь не курят. Хотя экстремальные, даже отвязанные проявления свободы все же встречаются – например, свобода велосипедистов от правил дорожного движения.
Велосипеды
Своей анатомией голландцы отличаются от остальных жителей Земли, поскольку у них есть дополнительная часть тела, - велосипед. На велосипеде проходит добрая половина жизни, причем если ты в седле, то это еще не повод отказывать себе в небольших радостях. Мы видели в Амстердаме велосипедиста, который, не прекращая движения, обедал, попеременно прикладываясь то к гамбургеру, то к бутылке колы.
Если бы герб Амстердама рисовали сегодня, то на нем красовались бы не три креста, а три велосипеда. |
Рассказывают, что во вторую мировую войну немцы сильно обидели голландцев, посягнув на их велосипеды. Разные версии этой истории сильно расходятся в деталях - доподлинно известно только, что дело было в Амстердаме. По одной версии немецкие патрули, устав гоняться за не подчиняющимися новому порядку голландскими велосипедистами, стали изымать велосипеды у всех горожан. Отобранные велосипеды якобы утилизировали, бросая в ближайший канал. По другой версии немцы просто прихватывали велосипеды с собой при отступлении – видимо, чтобы не отступать пешком. Как бы то ни было, голландцы пропажи велосипедов не забыли, и во время футбольных матчей между Голландией и Германией часто скандируют : "Верните наши велосипеды!". Узнать, какая из двух версий конфликта точнее, нам не удалось. В пользу первой версии говорит то, что на вопрос о глубине амстердамских каналов голландцы отвечают: “Три метра воды и метр велосипедов”.
Каналы
Каждый год в каналы Амстердама падают более 50 машин и более 100 человек. Что влечет туда людей - Бог весть, возможно, это клиенты кофе-шопов, не успевшие увернуться от велосипедистов. А вот машины толкает в объятия водной стихии материальный интерес их владельцев – за утонувший автомобиль можно получить страховку. Именно поэтому в Амстердаме ограждения вдоль каналов устанавливаются не на средства города, а на средства страховых компаний. Большинство каналов сейчас огорожены, но не все, да и ограждения не настолько высоки, чтобы, разогнавшись, нельзя было их перепрыгнуть. Так что, автомобили продолжают нырять.
А еще на каналах живут. Вдоль набережных покачиваются на волнах плавучие дома–баржи. Каждая из них имеет постоянный адрес. Например, "Нирвана" швартуется по адресу Раамграх 25, и табличка на ее борту гласит, что живет на ней, т.е. пребывает в нирване, некто Van den Hoek.