Миша ПАН
«Я исключительный, меня ведь исключили из школы»
Худощавый мальчик с вьющимися волосами в порванных джинсах с булавками и растянутой футболке с традиционным листиком конопли. Таким я впервые увидела Мишу Пана летом 2005 года, когда приехала из далекой Сибири на каникулы в Верховажье, к бабушке.
Мы с ним все лето гуляли в сосновом бору, дышали воздухом, сравнимым по чистоте лишь с тем, что в хирургической операционной, прятались от дождя под мостом, там же разводили костер и жарили сосиски, купленные в магазине у дороги, разговаривали о современном искусстве, религии и свободе. Я играла на гитаре, а он открывал тетрадки со своими текстами и рисунками, читал rap, и это было круто.
Вернувшись домой в Сибирь, я долго еще удивлялась тому, что в подобных глубинках Вологодской области рождаются столь неординарные личности с самым изощренным вкусом к жизни. Логичней и проще было бы стать одним из «нормальных пацанов», коими славится сельская местность. Запись Мишиного речитатива с того лета до сих пор занимает несколько килобайт памяти моего мобильника:
в подобных глубинках Вологодской области рождаются столь неординарные личности с самым изощренным вкусом к жизни |
Ненавижу понедельник и дешевое пиво, И запах аптеки. Я исключительный, меня ведь исключили из школы, Я исключительный мудак, поклонник Кока маза фака Колы
Исключение из школы послужило отличным поводом сбежать из дома и отправиться автостопом в Вологду. Потом были мытарства в поисках работы, вечерние выступления в разных вологодских клубах, полуголодная жизнь со сменами места жительства, Новый Год на вокзале без гроша в кармане, работа поваром в монастыре, откос от армии и два месяца в психиатрической больнице Кувшинова. Сюжет, справедливо претендующий на роман в жанре trash.
Новый Год на вокзале без гроша в кармане |
Но это уже далеко в прошлом, а на днях я позвонила Мише и сказала: «Мне непременно надо о тебе написать». Он согласился с этой констатацией, и через пару часов мы уже сидели в парке ВРЗ.
Опиши картину-воспоминание из самого раннего детства.
Песчаные бури. Я родился в Казахстане, и там все время были песчаные бури. А еще помню проход между домами, где постоянно валялись какие-то блестящие монетки
Когда ты осознал себя как творческую личность?
Я ходил в детский сад, и как-то раз нарисовал мушкетера со шпагой, а внизу листа подписал: «Мальчуган Миша Пан» (смеется) Это стало моим первым творением.
Ты ощущал свою непохожесть на других?
Да, особенно когда начал читать книги. Например, Сэлинджера. «Над пропастью во ржи» это обо мне. Правда.
Ты позиционируешь себя относительно свободным человеком. Когда это чувство свободы пришло к тебе впервые?
Когда в девятом классе сбежал из дома и приехал в Вологду. Помню, у меня в кармане было только 200 рублей. А здесь живет мой друг, и я сказал ему, что приехал на пару дней: сходить на один фестиваль. В результате я остался здесь жить.
Днем Миша обычно сидел на вокзале, а вечером шел к своему другу. Иногда он посещал школу брейк-данса и однажды их группу пригласили выступить в каком-то баре. Потом появилась острая нужда в деньгах, и Миша сам стал ходить по ночным клубам, барам и прочим злачным местам с одним и тем же вопросом «можно у вас читать rap?».
Так продолжалось два с половиной месяца, потом ему вдруг стало негде жить. Обычно получалось как-то вписаться к знакомым. Но порой после очередного выступления он покупал в магазине себе какую-то еду, заходил в ближайший подъезд (несовершеннолетнему, тем более без паспорта, вход в гостиницу закрыт), садился на ступеньку, думал: «Вот у меня вроде есть деньги, почему все так плохо?», опускал голову на колени и засыпал.
Что заставило тебя вернуться обратно в Верховажье, к родителям, которым ты не звонил несколько месяцев?
Я задолжал кучу денег, мне негде было жить. Сейчас уже понимаю, что поступал не совсем правильно по отношению к близким людям. Просто хотелось ощутить себя свободным, найти, понять что-то, и, знаешь, мне это удалось.