К Псалтири присоединялся Часослов особый сборник для исполнения всех служб в течение дня. Триодь так греческим словом называлась книга песнопений и молитв. В каждом песнопении каноне было три части, отсюда триодь.
Чтение Апостола, Часослова, Псалтири, срисовывание букв с печатных образцов составляли наиболее простую систему обучения. Учителя имели и более совершенные средства, например, азбуки.
Печатных азбук недоставало, поэтому использовали и рукописные. Азбука древнерусский учебник первоначальной грамоты. Он включал материал для чтения и для обучения письму. Из известных исследователям рукописных азбук две были написаны в Вологде и одна в Великом Устюге.
Наиболее богатыми были библиотеки лиц духовного звания |
Азбука-пропись 1643 г. состоит из двух разделов. В первом дан алфавит, прописи букв, слогов и отдельных слов, как это делается и в современных букварях. Заглавные буквы алфавита тщательно выписаны киноварью. Во втором разделе приведены материалы для чтения и переписывания: назидания, изречения, поговорки, выдержки из церковных книг, также приведены образцы деловых бумаг: челобитной, кабалы, образцы частных писем и таблица буквенного обозначения цифр, применяемого тогда в России.
Включение в азбуку деловых бумаг ясно показывает, что обучение грамоте производилось, прежде всего, для умения торговать, для ведения административной службы.
Дальнейшее образование каждый продолжал самостоятельно, читая книги религиозного и светского содержания. Причем книги имели люди всех сословий. Книги имелись во многих домах, на посадах и в деревнях. Некоторые частные библиотеки для того времени были довольно значительными. Наиболее богатыми были библиотеки лиц духовного звания, а самые обширные библиотеки имели, конечно же, монастыри.
В 1601 году В Кирилло-Белозерском монастыре насчитывалось 1065 томов, а в 1667 более 2000. В Спасо-Каменном монастыре, который находился на острове в Кубенском озере, в 1670 году было 411 книг.
Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что, несмотря на дороговизну бумаги и книг, переписка книг в монастырях и покупка их не были явлениями единичными. А между тем в 1627 году, например, стопа бумаги в Вологде стоила 18 алтын, так же оценивалась и туша говяжьего мяса. Тем не менее, библиотека всего русского Севера могла соперничать с центральными и по количеству, и по качеству книг. Это ещё раз напоминает о том, насколько высоко ценилось образование на Вологодчине.
Поведала о книгах Юлия ШУТОВА