На одном конце площади стоит здание бывшей мужской гимназии, известное как Странноприимный дом, поскольку сначала он предполагался «для дворянства, несчастно рожденных и лазарета».
Впоследствии здание было объединено с соседним госпиталем, гимназия же размещалась в нем с 1804 года. В этом сооружении особенно впечатляет центральный портик с красивой, стройной колоннадой.
Отдельные части неоднократно перестраивавшихся каменных палат монастырских подворий вошли в состав вновь сооруженных каменных зданий Присутственных мест и дома губернатора. Последнее здание, построенное, вероятно, Бортниковым, довольно хорошо сохранило свои прежние формы.
Главным украшением его фасада являются легкие ризалиты в центре и по сторонам. Декор в стиле зрелого классицизма, очень пластичный и нарядный, состоит из каннелированных пилястр, лепного фриза и гирлянд.
Затем осмотрим интересный памятник архитектуры церковь Иоанна Предтечи в Рощенье (Советский просп., д. 1), построенную в 1710-1717 годах. Это распространенный в «московском барокко» храм типа «восьмерик на четверике». Его архитектурные формы тяжеловесны, они грузно возвышаются друг над другом.
Под стать общему характеру и декор церкви наличники окон с полуциркульными или килевидными завершениями как бы распластны на гладкой поверхности стен. Широкая трапезная и колокольня, увенчанная шпилем,были сооружены значительно позже в 60-х годах XIX века.
Если архитектура церкви не обладает ярко выраженной индивидуальностью, то этого нельзя сказать о замечательных росписях в интерьере, выполненных в 1717 году ярославскими мастерами. Существует предположение, что церковь расписывал Федор Игнатьев, ученик Дмитрия Плеханова. Роспись размещена на стенах в шесть ярусов. Ее содержание составляют в основном сцены из христологического цикла, деяний апостолов, жития Иоанна Предтечи, «Акафиста Богоматери» и «Песни Песней».
Когда входишь внутрь церкви, невольно поражаешься обилию композиций, в которых все охвачено бурным движением. Многочисленные персонажи представлены в разнообразных позах: они скачут и пляшут, оживленно беседуют друг с другом, стремительно поворачиваются и торопливо идут куда-то.
Нет ни одной спокойной фигуры, взгляд перебегает с одного изображения на другое и ни на чем не может остановиться все сливается в бесконечном движении. Но в характере росписей нет ничего треножного в них отражено оптимистичное и радостное понимание бытия. И в этом живопись Предтеченской церкви сходна с ярославскими росписями и фресками Софийского вологодского собора. Но стилистически они резко отличаются. Главенствующая роль здесь отведена рисунку, контуру, а цвет является только их наполнителем. В колорите преобладают коричневые и синие, желтые и белые тона.
В каждой сцене подробно передается происходящее действие скрупулезно изображаются мебель и посуда, узорчатые одежды и здания сложной архитектуры, нарочито изогнутые деревья и трапы. Это придает фрескам сходство с народными картинками-лубками, отчего и сами они часто называются фрески-лубки. Очень выразительно изображены всадники в сцене «Рождество Христово». Красиво изогнутые шеи коней, бурно развивающиеся плащи и взволнованные жесты создают своеобразное круговое движение в этой композиции.