Я приготовилась «внимать возвышенному», распахнула дверь и оказалась в огромном совершенно пустом белом зале с колоннами. «А король-то голый», подумала я, кляня себя за невнимательность. Наверняка, снаружи висит афиша со словами-маячками «концептуальное, актуальное, объекты, инсталляция». Стало меркантильно жалко шесть евро. Я мысленно сочувствовала другим редким посетителям и тут обнаружила за колоннами «объекты»: пару станков, ножную швейную машинку, пианино с ручкой как у шарманки, ударную установку и большой стробоскоп.
Оторвавшись в «пространстве инсталляций», мы спустились в цокольный этаж. Настроение изменилось: строгий белый зал с «оборкой Климта» (по всему периметру под потолком расположился «Бетховенский фриз» иллюстрация тем «Девятой симфонии» Бетховена) диктовал тишину.
Впечатлила экспозиция современной художницы Майи Вукоя такие кричащие, но осмысленные выплески подсознания.
Собор Святого Стефана, или Штефансдом
Так получалось, что, гуляя по центру пешком, мы, как магнитом, притягивались к одним и тем же местам и совсем не замечали те, которые были в двух шагах от привычной тропы. Поэтому, когда в последний день мы «случайно» набрели на собор Святого Стефана мы были убиты: он все время был рядом через пару улиц, за спиной, за поворотом но мы его не видели.
Готический, монументальный, со всех сторон разный наверное, потому, что за почти тысячу лет своего существования (строительство началось в 1137 году!) много раз разрушался и достраивался. Поэтому мозаичная крыша южной стороны так непохожа на западный портал с «языческими башнями» (при их строительстве использовали камень из разобранных римских построек). Мы полюбовались витражами собора, а потом решили подняться пешком на Южную колокольню. Улыбчивый кассир подмигнул нам и продал детские билеты.
По старой стертой узкой винтовой лестнице мы залезли на самую «верхотуру» и разочаровались: тесная комнатка, маленькие зарешеченные окошки, куча туристов, торговля сувенирами и никакой смотровой площадки. Но сам процесс подъема (343 ступеньки!) он чего-то стоил.
Спустились по той же лестнице, пропуская многочисленную итальянскую группу, уселись с пивом на площади перед собором. Смотрели на ряженых: Пьеро, Смерть и статуя Свободы за небольшую денежку давали с собой фотографироваться. Я, щелкнув, положила 50 центов в коробку Смерти. И тут Смерть наклонилась ко мне и спросила по-русски: «Стра-а-ашно?» «Нет, говорю, не страшно».
Ты русская? А я поляк.
Вот те на. И давно ты здесь Смертью работаешь?
Три года.
Поговорили, как хорошо работать Смертью летом и как холодно приходится зимой. На том и распрощались
Путешествовала Лариса Боруздина