Легенда о языческом святилище
Мало у кого вызовет сомнения существование на Руси двоеверия, то есть одновременного бытования традиционного язычества и православия. Такая ситуация была на протяжении нескольких веков после крещения. Именно поэтому такие археологические находки, как языческие святилища, не удивляют ни историков, ни даже обычных людей.
Однако на берегу одного из притоков реки Кокшемги возле деревни Тиуновской Тарногского района в 1985 году был обнаружен очень интересный памятник язычеству, известный местному населению как «камень с крестами».
В настоящее время святилище представляет собой два крупных камня, расположенных почти в метре друг от друга по линии запад-восток. Восточный камень плоская плита неопределенной формы, до 1.9 метра в поперечнике. Второй западный камень в поперечнике достигает 3 метров, максимальная его высота 1.36 метра. Камень имеет куполообразный верх и четыре скругленные стороны, ориентированные по сторонам света.
рисунки были нанесены позднее эпохи бронзы |
«Земля в четыре углы, а небо круговидно», как считали русские средневековые географы. На ровных участках поверхности этого камня с четырех сторон и сверху и нанесены интересные рисунки и надписи. В момент обнаружения святилища, камень в основной своей части был покрыт мхами и лишайниками. Так что на поверхности были видны лишь отдельные христианские кресты и детали двух антропоморфных фигур.
Остальные рисунки были выявлены уже в процессе изучения святилища в течение нескольких последующих лет. Исследования позволяют утверждать, что рисунки были нанесены позднее эпохи бронзы. Другая часть изображений вырезана при помощи железного инструмента с твердым, хорошо закаленным лезвием. В этой технике выполнены почти все христианские кресты, но в двух случаях техника резания применена и в отношении языческих сюжетов.
Теперь о рисунках. В средней части камня находится стилизованное изображение дерева, корни которого опираются на горизонтальную линию, а ствол венчается кроной в виде шестигранника с крючками на четырех углах. В нижней части ствола дерева в разные стороны отходят линии, которые можно считать корнями; чуть в стороне от них изображены четыре знака, каждый из которых в отдельности напоминает тамгу, но все вместе они производят впечатление надписи.
Чуть южнее, рядом со стволом и кроной дерева, изображена фигура и строение, напоминающее юрту. Позднее к рисунку был добавлен христианский крест. Ниже находится надпись «деко по маркуше». Следует отметить, что в вологодском, архангельском и некоторых других говорах слово «дековаться» означает совершать колдовские или издевательские действия, а Маркуша персонификация сил зла, холода и разрушения.
На южной стороне камня имеются два изображения, первое из которых, скорее всего, представляет собой корабль, который почитался в древности средством путешествия душ умерших в мир мертвых. Второе изображение на южной стороне камня состоит из антропоморфной фигуры, высокого растения (которое позднее пытались переделать в православный крест) и кириллической надписи, наиболее вероятное прочтение которой «кром».
Еще два сюжетных рисунка расположены на западной стороне камня. На первом из них изображен олень с фигурой на спине. В руках всадник держит лук и колчан со стрелами. Рисунок можно интерпретировать как изображение воина-всадника, попавшего в яму-ловушку, где установлено оружие подрезы. Под этим рисунком написано кириллицей слово «орьям».