Фасады домов, построенных до 17 века, были очень узкими, потому, что взимался налог за ширину фасада. Поэтому выдаваемые участки были шириной от 5,5 до 8,5 метров. Нам рассказали интересную историю про один Амстердамский домик. У знатного и богатого амстердамца был в услужении дворецкий, мечтающий о собственном доме. Так «достал» он своей мечтой хозяина, что тот пообещал слуге построить для него дом шириной в лестничный пролет. Дверь и лестница станут уделом мечтателя дворецкого и на службе, и дома. Посмеялся своей шутке господин, но обещание выполнил. Так появился, вероятно, самый узкий шириной 2 метра дом в Амстердаме. Позднее особняки стали шире, так как под строительство выделялись по 2 или 3 участка. Амстердамские дома славятся разнообразием архитектуры фасадов.
Много людей в Амстердаме живет не в обычных домах, а в лодках. Так решать жилищную проблему начали после Второй мировой войны, когда не хватало жилья, а в 60-х годах баржи давали приют хиппи. Сейчас на каналах находится около 2500 деревянных, железных и современных бетонных жилых лодок. Зарегистрированные «плавучие дома» имеют официально закрепленное место стоянки. По-видимому, такое жилье в Амстердаме дешевле, чем обычное, особенно в респектабельных районах. Да и романтики, неравнодушные к водной глади, здесь не переводятся.
Постоянные спутники всех пешеходов в Амстердаме так называемые «амстердамчики» -это небольшие металлические колонки, торчащие из тротуара вдоль дорог. Так что зазевавшиеся по сторонам туристы нередко «вписываются» в такой, неожиданно выросший из-под земли непонятный предмет. Первые «амстердамчики» появились еще в 1870 году. Сейчас же их «расплодилось» до 80-ти тысяч. Когда-то они защищали пешеходов от лошадей и повозок, а теперь защищают от быстро проносящихся машин и снующих везде велосипедистов.
Сказать, что в Амстердаме много велосипедистов почти не сказать ничего. Ведь в Голландии почти у всех жителей есть велосипед. Здесь любят этот вид транспорта, так как страна небольшая, расстояния маленькие, да и об экологии европейцы вспоминают все чаще. В Амстердаме везде велосипеды. Они припаркованы к парапетам у мостов, на многочисленных специальных стоянках. Велосипед здесь можно даже взять на прокат за символическую плату. Велосипеды в Амстердаме чаще всего очень старые. У них меньше шансов быть сворованным. А происходит это очень часто, так как существует отлаженная система велосипедного «бизнеса». Не редко можно утром по дешевке купить свой же велосипед, украденный ночью.
Покровителем города Амстердама считается Святой Николай. Оказывается, прообразом нашего старого знакомого Деда Мороза и американского Санта-Клауса был архиепископ Мирликийский Николай, за свою доброту и любовь к людям причисленный к лику святых и известный всему миру как Святой Николай Чудотворец.
Говорят, что на праздники он частенько приносил детям бедняков подарки, оставляя их на окнах или подбрасывая в дымоходы. И сейчас в Голландии, Германии и Австрии к детям на Рождество приходит сам Святой Николай. В 1306 году первая, построенная в Амстердаме католическая церковь, была посвящена этому святому. В 1578 году в результате народных волнений, приведших к смене католичества протестантством, эта церковь стала протестантской. После строительства Новой церкви на площади Дам, церковь Св. Николая стала называться Старой церковью.
Бурлящий центр Амстердама площадь Дам. Название площади, как и всего города, возникло благодаря дамбе, построенной на этом месте на реке Амстел. На площади находится здание королевского дворца, построенного в 1655 году как городская Ратуша построенное Яном ван Кампеном. В 1808 году Людовик Бонапарт сделал его своей резиденцией и с тех пор это королевский дворец.