Активизируются в святочные дни и лешие, лесунки (юные девицы) и лешачихи (дамы). Не дай бог сказать в неурочный час про кого-то: «Чтоб его (ее) леший унес, что ли!». Могут и унести. Бегай потом, ищи по лесу.
Оборотни или вещищицы тоже в святки не дремлют, и могут принять вид и сороки, и любого домашнего животного или даже какого-нибудь парня или девушки. Раз в святки глянула одна девица (не благословясь!) на улицу и увидела там парня, который ей нравился. Приникла к стеклу, он ее поцеловал и враз неразумная с ума сошла.
В святки вообще все надо делать, благословясь: это помогает избежать козней нечистой силы, которая может принимать самые неожиданные обличья. В святки было принято ставить кресты на окнах и дверях и, конечно, на чердаках излюбленном месте высадки «ночного десанта» чертей и ведьм.
В 1918 году празднование Рождества было запрещено. Это, естественно, было связано с антирелигиозной политикой правительства. Лишь в 1935 году советская власть вновь разрешила ставить и наряжать елки правда, уже не рождественские, а новогодние. И звезды на ее верхушке стали по-советски пятиконечными, а вовсе не семиконечными, как ранее, когда им положено было символизировать ту самую звезду, которая, согласно Евангелию, привела к только что родившемуся младенцу Христу волхвов.
Приблизительно то же самое произошло и с праздниками Новым годом и Рождеством. Если до 1918 года Рождество отмечалось повсеместно, а Новый год был гораздо менее значимым праздником, то при советской власти они поменялись местами. СССР оказался единственной страной в мире, где Новый год впитал в себя рождественские атрибуты, оставаясь при этом вполне советским праздником.
И после развала Советского Союза обратной трансформации не произошло Новый год так и остался традиционным семейным праздником, в то время, как праздновать Рождество начала лишь часть населения страны, преимущественно православные верующие.
Да, кстати я совсем забыла про полено. Обычай украшать рождественскую елку получил широкое распространение сравнительно поздно с XVIII века. Гораздо раньше в календарной обрядности народов Европы начали использовать так называемое рождественское полено (бадняк) как вид ритуального огня. Рождественское полено известно почти всем народам Европы. Это толстый пень, бревно, большое полено, которое горело на очаге в жилом доме, начиная с рождественского сочельника, все последующие двенадцать дней и ночей.
Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, зачастую добывая огонь для этого древнейшим способом трением, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест. Полено посыпали зерном, поливали его медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина.
Головням и золе от рождественского полена приписывали различные сверхъестественные свойства: повышать плодородие полей и фруктовых деревьев, исцелять больных людей, защищать дом от удара молнии и плохой погоды, поэтому их обносили вокруг дома и усадьбы, разбрасывали по полям, использовали как целебное средство. Ударяя по горящему полену, старались выбить побольше искр, чтобы плодился скот.
Юлия ШУТОВА