Телефонная станция располагалась на Афанасьевской улице близ Каменного моста. К 1905 году число абонентов вологодской станции выросло до 200, а в 1914 — перевалило за 400. Телефон стал доступен не только высшим губернским чиновникам, но и купцам. Были телефонизированы почти все государственные учреждения, театр, гостиницы, полицейские участки и даже каланчи. Приобрели аппарат и крупные магазины, которые стали принимать по телефону заказы и покупки.
Абонентная плата за пользование была значительной. Так, частные лица, проживающие в радиусе двух вёрст от станции, платили в год 60 рублей. Если расстояние превышало две версты, за каждые сто саженей добавлялись три рубля, однако плата частных лиц не должна была превышать 75 рублей. Для государственных, городских, благотворительных заведений тариф был в два раза меньше.
По коням:
Основным видом городского транспорта являлись извозчики. В 1912 году Вологодская городская дума разработала специальное постановление, в котором излагались обязательные для извозчиков правила обслуживания пассажиров. Извозчиками могли быть лица мужского пола не моложе 17 лет, получившие от полицейского справку о благонадёжности в особой форме. Каждый извозчик обязан был носить специальную форму с номером, выданным ему в городской управе. Такой же номер прибивался сзади на пролётку.
В октябре 1913 года по улицам Вологды впервые в истории города проехал грузовой автомобиль, принадлежавший частному лицу. С началом Первой мировой войны машина была выкуплена государством и направлена на передовую. В 1915 году в Вологде насчитывалось четыре легковых автомобиля разных марок.
12 сентября 1938 года на улицах Вологды появились первые автомобили-такси ГАЗ-М1 — знаменитые «эмки».
В 1930-е годы всё настойчивее давал о себе знать транспортный вопрос — рабочих нужно было вовремя доставлять на предприятия. Проект, составленный представителями Дортрансстроя, предполагал параллельное развитие в городе автобусного и трамвайного движения. Было одобрено строительство пяти трамвайных линий (которые почти совпадают с нынешними троллейбусными).
Однако предложенная схема маршрутов была подвергнута критике на страницах печати. Пока велись споры, в Вологде начали ходить автобусы — автобусные линии не требовали капитальных вложения. Возможно, к назначенному 1947 году в Вологде и появился бы трамвай, однако обзавестись электрическим транспортом городу помешала Великая Отечественная война.
Перескакивала с темы на тему Юлия ШУТОВА