«ЛЮДИ ТЕАТРА»
«Столько видеть и не писать нельзя».
М. Н. Ермолова.
Над книгой «Люди театра» В. А. Гиляровский работал с начала 20-х годов и до конца своей жизни. А напечатана она была уже после его смерти, в 1941 году, в Государственном издательстве «Искусство».
Писались «Люди театра» в основном в подмосковном поселке артинно. Сохранилось письмо, где Гиляровский писал в августе 1932 года: «Книгу мою могу закончить в Москве, приготовив ряд отдельных этюдов, и в Москве уже обсужу новый план, так как старый нарушен. В Москве этюды не пишутся, их я привык писать в Картине, а там деревяшки выходят
».
Особенно долго и с увлечением работал Владимир Алексеевич над главой о Марии Николаевне Ермоловой. Первоначально эту главу он был намерен включить в книгу «Друзья и встречи», но в издательстве попросили сократить ее, и тогда Гиляй предпочел вообще исключить ее из книги.
Хочется остановиться лишь на одной из многочисленных встреч Гиляровского, со знаменитой, актрисой первой встрече, чтобы показать, какое восхищение испытывал «король репортеров» перед этой удивительной женщиной.
«Передо мной мелькнул освещенный солнцем нежный розововый профиль. Она быстро нырнула в подъезд, только остались в памяти серые валенки, сверкнувшие из-под черной юбки
Вы видели? положив руку мне на плечо, сказал мне спутник
Уж не Ермолова ли?..
Именно о ней шла речь.
С каким восторгом рассказывал мне все подробности князь Мещерский, очевидец первого триумфа Ермоловой:
С трепетом сердца я пришел в театр, но первое же появление на сцене грациозной в своей простоте девушки очаровало зал, встретивший ее восторженными аплодисментами. Успех был огромный. На другой день все газеты были сплошной похвальбой молодой артистке, Положение ее в труппе сразу упрочилось. А там, что ни новая роль, то новый успех»
Впоследствии глава о М. Н. Ермоловой («Восходящая звезда») была включена автором в книгу «Люди театра».
ГИЛЯРОВСКИЙ И ХУДОЖНИКИ
«У тебя, Гиляй, не хочешь, да станешь художником».
Ф. Шаляпин.
Пожалуй, особенно часто появлялся Гиляровский на жизненном пути художников.
В своей жизни, заполненной до краев кипучей деятельностью, он всегда находил время для живописи и ее творцов. Изобразительное искусство было одним из сильнейших увлечений Гиляровского.
Когда Гиляровский пришел в литературу это было в начале 80-х годов ведущую роль в русской живописи играли передвижники. Их искусство привлекло к себе писателя. А знакомство с И. Е. Репиным окончательно утвердило его в этих взглядах. Особенно отрадно было Гиляровскому услышать историю создания одной из любимейших им картин «Бурлаки на Волге». Материал для картины Репин собирал на Волге, между Тверью и Саратовым. Гиляровский в это же время (в начале 70-х) сам бурлачил на Волге, в верхнем ее течении.
А в 1882 году годовой премией подписчикам литературно-художественного журнала «Москва» объявили репродукцию с известной репинской картины «Бурлаки на Волге». Подписью к ней, в 45-м-номере журнала, печатались стихи Гиляровского с ?одноименным названием. Стихи эти были начаты еще в 1873 году, в период скитаний автора, под свежим впечатлением от бурлачества и навеяны неувядаемой некрасовской музой. Вновь к ним Гиляровский вернулся спустя десятилетие, после знакомства с репинским полотном.
Владимир Алексеевич старался не пропускать ни одного дарования, ни одного нового явления в русской живописи. Больше всего беспокоили его в эти годы ученики московского Училища живописи и ваяния. Гиляровский был глубоко и искренне привязан к Училищу, которое выпустило из своих стен немало художников, явившихся гордостью и украшением русского искусства. «Последняя четверть века, писал он, сверкнула крупными именами художников, и по количеству их первой была Москва, где скромное Училище живописи и ваяния победило мундирную и чопорную Академию художеств».
На одной из ученических выставок в 900-е годы внимание Гиляровского остановили степные пейзажи А. М. Герасимова.
Все, кто учился в те годы в Училище, знали дядю Гиляя. И участники очередной ученической выставки не спускали с него глаз, когда он обходил классы
Вот почему, как только он остановился перед небольшим пейзажем и, внимательно глядя на картину, сказал: «Тамбовщина. Кирсановский уезд», рядом с ним оказался автор Герасимов. Тогда это был молодой человек c копной черных кудрявых волос, в белой полотняной рубашке навыпуск и высоких сапогах. Вспоминая первую встречу с писателем, художник признавался, что был совершенно сражен таким знанием степной России: «По небольшой картинке Тамбовщину узнать!».
До последних лет жизни не угасает интерес Гиляровского к художникам, он продолжает тесное общение с ними, бывает на выставках. По-прежнему из-под его пера летят в их адрес экспромты. И искренне радуется, что его теплые чувства к ним находят живейший отклик не только у художников старшего поколения, но и у молодых.
Многие встречи Гиляровского с художниками остались вне воспоминаний и вообще каких-либо материалов, которые дали бы возможность сейчас, спустя много лет после его смерти, восстановить их. Но даже то немногое, что сохранилось, позволяет сказать: Гиляровский, как человек большого сердца, доброты и ничем не искоренимой любви к изобразительному искусству, оказал своей личностью немалое влияние, на pocсийских художников.
Исторические заметки Марины Липиной