Портал Новости Каталог Недвижимость Работа Знакомства Адреса Дневники Погода Ленком паспорт→
 
  №34 28.05.2007
  ИСТОРИИ

«ЛЮДИ ТЕАТРА»

«Столько видеть и не писать — нельзя».
М. Н. Ермолова.

Над книгой «Люди театра» В. А. Гиляровский работал с начала 20-х годов и до конца своей жизни. А напечатана она была уже после его смерти, в 1941 году, в Государственном издательстве «Искусство».
Писались «Люди театра» в основном в подмосковном поселке артинно. Сохранилось письмо, где Гиляровский писал в августе 1932 года: «Книгу мою могу закончить в Москве, приготовив ряд отдельных этюдов, и в Москве уже обсужу новый план, так как старый нарушен. В Москве этюды не пишутся, их я привык писать в Картине, а там деревяшки выходят…».
Особенно долго и с увлечением работал Владимир Алексеевич над главой о Марии Николаевне Ермоловой. Первоначально эту главу он был намерен включить в книгу «Друзья и встречи», но в издательстве попросили сократить ее, и тогда Гиляй предпочел вообще исключить ее из книги.
Хочется остановиться лишь на одной из многочисленных встреч Гиляровского, со знаменитой, актрисой — первой встрече, чтобы показать, какое восхищение испытывал «король репортеров» перед этой удивительной женщиной.
«Передо мной мелькнул освещенный солнцем нежный розововый профиль. Она быстро нырнула в подъезд, только остались в памяти серые валенки, сверкнувшие из-под черной юбки…
— Вы видели? — положив руку мне на плечо, сказал мне спутник…
— Уж не Ермолова ли?..
Именно о ней шла речь.
С каким восторгом рассказывал мне все подробности князь Мещерский, очевидец первого триумфа Ермоловой:
— С трепетом сердца я пришел в театр, но первое же появление на сцене грациозной в своей простоте девушки очаровало зал, встретивший ее восторженными аплодисментами. Успех был огромный. На другой день все газеты были сплошной похвальбой молодой артистке, Положение ее в труппе сразу упрочилось. А там, что ни новая роль, то новый успех»
Впоследствии глава о М. Н. Ермоловой («Восходящая звезда») была включена автором в книгу «Люди театра».

ГИЛЯРОВСКИЙ И ХУДОЖНИКИ

«У тебя, Гиляй, не хочешь, да станешь художником».
Ф. Шаляпин.

Пожалуй, особенно часто появлялся Гиляровский на жизненном пути художников.
В своей жизни, заполненной до краев кипучей деятельностью, он всегда находил время для живописи и ее творцов. Изобразительное искусство было одним из сильнейших увлечений Гиляровского.
Когда Гиляровский пришел в литературу — это было в начале 80-х годов — ведущую роль в русской живописи играли передвижники. Их искусство привлекло к себе писателя. А знакомство с И. Е. Репиным окончательно утвердило его в этих взглядах. Особенно отрадно было Гиляровскому услышать историю создания одной из любимейших им картин — «Бурлаки на Волге». Материал для картины Репин собирал на Волге, между Тверью и Саратовым. Гиляровский в это же время (в начале 70-х) сам бурлачил на Волге, в верхнем ее течении.
А в 1882 году годовой премией подписчикам литературно-художественного журнала «Москва» объявили репродукцию с известной репинской картины «Бурлаки на Волге». Подписью к ней, в 45-м-номере журнала, печатались стихи Гиляровского с ?одноименным названием. Стихи эти были начаты еще в 1873 году, в период скитаний автора, под свежим впечатлением от бурлачества и навеяны неувядаемой некрасовской музой. Вновь к ним Гиляровский вернулся спустя десятилетие, после знакомства с репинским полотном.
Владимир Алексеевич старался не пропускать ни одного дарования, ни одного нового явления в русской живописи. Больше всего беспокоили его в эти годы ученики московского Училища живописи и ваяния. Гиляровский был глубоко и искренне привязан к Училищу, которое выпустило из своих стен немало художников, явившихся гордостью и украшением русского искусства. «Последняя четверть века, — писал он, — сверкнула крупными именами художников, и по количеству их первой была Москва, где скромное Училище живописи и ваяния победило мундирную и чопорную Академию художеств».
На одной из ученических выставок в 900-е годы внимание Гиляровского остановили степные пейзажи А. М. Герасимова.
Все, кто учился в те годы в Училище, знали дядю Гиляя. И участники очередной ученической выставки не спускали с него глаз, когда он обходил классы…

Вот почему, как только он остановился перед небольшим пейзажем и, внимательно глядя на картину, сказал: «Тамбовщина. Кирсановский уезд», рядом с ним оказался автор — Герасимов. Тогда это был молодой человек c копной черных кудрявых волос, в белой полотняной рубашке навыпуск и высоких сапогах. Вспоминая первую встречу с писателем, художник признавался, что был совершенно сражен таким знанием степной России: «По небольшой картинке — Тамбовщину узнать!».

До последних лет жизни не угасает интерес Гиляровского к художникам, он продолжает тесное общение с ними, бывает на выставках. По-прежнему из-под его пера летят в их адрес экспромты. И искренне радуется, что его теплые чувства к ним находят живейший отклик не только у художников старшего поколения, но и у молодых.
Многие встречи Гиляровского с художниками остались вне воспоминаний и вообще каких-либо материалов, которые дали бы возможность сейчас, спустя много лет после его смерти, восстановить их. Но даже то немногое, что сохранилось, позволяет сказать: Гиляровский, как человек большого сердца, доброты и ничем не искоренимой любви к изобразительному искусству, оказал своей личностью немалое влияние, на pocсийских художников.

Исторические заметки Марины Липиной

блок  1 2
9 страница  10 11
 
 
   
 

Журнал "Парк культуры и отдыха", свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС 77-27160.
Все права на материалы, находящиеся на сайте park.region35.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта, гиперссылка вида «Парк культуры и отдыха» обязательна.
Информационная поддержка портал «Регион35.РУ» и ИА «Новости Вологодской области» (NEWSVO.RU)

Издатель журнала: портал «Регион35.РУ»
 
«Парк культуры и отдыха»