Пожить в Вологде
Мы продолжаем рассказывать, как выглядела Вологда в прошлом, и сегодня «история» посвящена гостиницам и постоялым дворам нашего города начала прошлого века. В 1913 году гостиниц в Вологде было шесть «Золотой якорь», «Эрмитаж», «Пассаж», «Москва», «Славянская» и «Северная». Первые три из них были самыми крупными.
Наиболее престижной являлась четырехэтажная гостиница «Золотой якорь», принадлежавшая семье Брызгаловых. Здание было выстроено в 1868-1875 годах на углу Московской и Малой Духовской улиц. В гостинице имелось 36 номеров, стоимость одного составляла от 60 копеек до 2 рублей. Владельцы гостиницы одними из первых в Вологде провели в здание водопровод и электричество.
На Афанасьевской (площадь Возрождения) площади находилась гостиница «Пассаж» (с 1909 года ее владельцами были Орлов и Чижов). Здание, где она размещалась, было построено еще в XVIII веке под Гостиный двор, позднее была проведена значительная перестройка его внутреннего интерьера. Рядом с «Пассажем» на Каменном мосту находилась гостиница «Эрмитаж» (владелец Евдокимов). Все три гостиницы имели отличные рестораны.
Современников всегда удивляли прибыльность и благоденствие вологодских гостиниц. Казалось бы, в таком небольшом городе они должны разориться. Ответ можно найти в воспоминаниях одного из путешественников, посетивших Вологду в начале XX века.
«- Каким образом в таком небольшом городе, как Вологда, могут существовать три хороших гостиницы с ресторанами,- спросил я одного из буфетчиков.- Казалось бы, вы должны друг друга съесть.
Никак нет-с. Торгуем, благодаря Богу, изрядно, жаловаться не смеем.
Ведь не местные же жители поддерживают вас?
Конечно, нет-с. Местные посещают нас редко, а главный доход нам дают лесопромышленники, которые наезжают сюда во множестве, особенно летом. С виду они народ серый, а между прочим деньги имеют хорошие. Купят большую партию материала, ну и пьют потом магарычи. Сами изволите знать,- ежели который наш брат купец разольется, что он в то время может из себя выкинуть. А впрочем, нужно правду сказать, в последние годы они стали себя потише вести: денег-то значительно поубавилось против прежнего.
Ну, а железнодорожники, что строят Петербургскую дорогу, бывают у вас?
Как же-с бывают, но только больше мелкие служащие: десятники дорожные мастера и прочие. Господа-то инженеры бывают гостями у нас редко, да и те, что бывают, более пивом прохлаждаются да удельным винцом.
А хорошо торговали, когда строилась Архангельская дорога?
Ах, сударь, доложу вам, золотое тогда было для нас времечко,- и от приятного воспоминания буфетчик даже языком прищелкнул.- Да, тогда мы торговали шибко. Что одного холодненького изволили выкушать господа инженеры страсть. Одно слово скажу:
настоящие были инженеры, мамонтовские».