Портал Новости Каталог Недвижимость Работа Знакомства Адреса Дневники Погода Ленком паспорт→
 
  №27 09.04.2007
  МОДНАЯ СТРАНИЧКА

Праздничный русский костюм

Так принято, что на праздник нужно одеться «как следует». Это своеобразный «парад мод». И, даже на Пасху с древних времён люди, несмотря на сословие, надевали самую лучшую и яркую одежду. Проведём маленький экскурс в историю…

Основу мужского праздничного наряда составляли рубаха и порты, причем, у знати это была нижняя одежда, у народа — основная. Чем богаче муж, тем многослойнее был его костюм. Длина рубахи, материал, из которого она сшита, характер орнаментов определялись социальной принадлежностью и возрастом.

Рубаху носили навыпуск и обязательно с поясом (если человек не надел пояс, то говорили, что он распоясался). Полотна ткались узкие, и поэтому рубахи шились с цельнокроеными рукавами или прямоугольной проймой. Для удобства движений вставлялись ластовицы, для прочности ставились на подкладку из другой ткани-подоплеку (вот что значит «знать подоплеку дела»).


Праздничный костюм
замужней женщины. Русские.
Нижегородская губерния. XIX век

Праздничные рубахи знати шились из дорогих тонких полотен или шелков ярких цветов и украшались вышивками. Порты, суженные у щиколотки, шились из холстины, знатные мужи сверху надевали еще одни — шелковые или суконные. Они стягивались на поясе шнурком — чашником (отсюда и выражение «держать что-то в загашнике»). Порты заправлялись в сапоги из цветной кожи, часто расшитые узорами, или обертывались онучами, и на них надевались лапти, в ушки которых продергивались завязки — оборы, ими и обвивались онучи.

Верхней одеждой были свита и кафтан. Вита надевалась через голову. Она была сшита из сукна, с узкими длинными рукавами, обязательно закрывала колени, и подпоясывалась широким поясом. Кафтаны были самого различного вида и назначения: повседневные, для верховой езды, праздничные — сшитые из дорогих тканей, замысловато украшенные. Обязательной частью мужского костюма был головной убор — кожаный ремешок.


Праздничный костюм
молодой замужней женщины.
Русские. Костромская губерния,
г. Галич. XIX век

Русская женская праздничная одежда, в отличие от мужской, была очень разнообразна, но при множестве вариантов сложились два основных типа костюма — севернорусский (сарафанный комплекс) и южнорусский (поневный комплекс), при этом исторически более поздний сарафанный тип стал этническим символом традиционного русского праздничного костюма. Основу костюма составляла рубаха и сарафан.

В XIV - XVI веках сарафаны носило высшее сословие - цари, бояре, князья

В XIV — XVI веках сарафаны носило высшее сословие — цари, бояре, князья, с XVII века он становится исключительно девичьей и женской одеждой и распространяется на все слои общества, а с конца XVIII становится уже частью преимущественно крестьянского костюма. Шили сарафаны из различных тканей: холста, шерсти, набойки, но праздничные — непременно из штофного шелка, полупарчи и парчи.

Для косоклинных сарафанов характерен конусообразный силуэт, подчеркивающий стройность, дородность, величавость женщины. По линии вертикального разреза на сарафан нашивались бахрома, позумент, тесьма, дорогие пуговицы. В русских праздничных костюмах было много золотого шитья, жемчуга, перламутра, камней, серебряного кружева. Особенно важную роль играл красный цвет, он был связан с цветом зари, огня, всё это связывалось с жизнью, ростом, солнцем-миром.

блок  1 2
8 страница  9 10
 
 
   
 

Журнал "Парк культуры и отдыха", свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС 77-27160.
Все права на материалы, находящиеся на сайте park.region35.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
При любом использовании материалов сайта, гиперссылка вида «Парк культуры и отдыха» обязательна.
Информационная поддержка портал «Регион35.РУ» и ИА «Новости Вологодской области» (NEWSVO.RU)

Издатель журнала: портал «Регион35.РУ»
 
«Парк культуры и отдыха»