Глянцевые мысли
«Человеческий ум сегодня подвергается трем главным воздействиям. Это гламур, дискурс и так называемые новости. Когда человека долго кормят рекламой, экспертизой и событиями дня, у него возникает желание самому побыть брэндом, экспертом и новостью. А для этого и существуют отхожие места души »
(Пелевин, философ и зеркало российской действительности)
В выходные вздумалось провести аудит вологодского «глянца». Вот что получилось. Красивая девушка смотрит на меня с журнальной фотографии. Ей целых четыре страницы посвящено. Уже интересно, чем занимается барышня, что ей столько полос выделено. Бухгалтер, жена сына генерального директора ., читает Коэльо Далее автобиографический лейтмотив сменяется списком-каталогом вещей окружающих ее. Рассказ о себе замещается показом себя. Она может и бухгалтер замечательный, и прекрасная жена сына, но, кроме как манекен для показа вещей, уже не воспринимается.
Листаем следующий. «Ммм.., вот эти трусики очень симпатичны. Может купить их кому-нибудь или себе в подарок. Пожалуй, счастье это безлимитная кредитная карта и вечный шоппинг». Дано крупными буквами, в рамочке с цветным фоном, как особо важная информация. Ёё, это что только для меня «счастье» понятие метафизическое?
Скучно, господа, и убого. Чего сейчас хочется так это строгого минимализма, но наткнешься на страницу журнала с фразой модного ди-джея о том, что минимализм это его стиль, так и минимализма уже не хочется.
Понятно, что просвещать не главная цель глянца. Всё, что им нужно, это деньги. Но у них должно быть что-то, что можно предложить: умение писать, качественные фоторепортажи и готовность вкладываться в производство. У нас этого не происходит.
Может это с талантами и трудолюбием проблемы или все-таки с таргет-групп? Конечно, «глянец» это не «Архипелаг Гулаг», но не надо думать, что кроме как выбрать авто, походом в рекламируемый магазин и «охомутать мужчину» читателей ничего не интересует. Или не интересует?
Прекрасно понимаю, что, читая подобную прессу, люди меньше всего хотят взвалить на себя груз мировых проблем: конфликт балканских стран, загрязнение окружающей среды выхлопными газами, ураганы во Флориде, наводнения в Гондурасе и далее по списку. Если потребителю и придет в голову подумать о судьбах стран, он, скорее, купит что-нибудь другое. В конце концов, от журнала «Машины и шины» я не жду кинорецензий.
Хотя не приходится ждать и чего-то гениального от вологодского глянца. Ведь у ряда изданий нет даже профессиональных журналистов, а что там говорить о корректорах и других журналистских профессиях. Журнал сам по себе больших денег стоит. И поэтому возникает вопрос, а в Вологде есть эти деньги?
Колумнист